Производство и дистрибуция пищевых ингредиентов для пищевой
промышленности и сухих смесей для HoReCa
08 июля 2019 года

Мировой рынок пищевых красителей: интенсивный рост натурального сегмента

В общемировой структуре использования пищевых ингредиентов такие добавки как красители занимают всего лишь 5%, однако их важность и значимость переоценить сложно.

Применение пищевых красителей в мировой пищевой промышленности в последние годы неуклонно увеличивается. Так, по данным исследования компании Innova Market Insights, в период с 2012-го по 2016 год использование красителей при создании новых продуктов и напитков росло в среднем на 14% ежегодно.

В мировом масштабе максимальное применение красителей наблюдается в хлебопекарном производстве (почти 14% в 2017 году). Немного меньший уровень использования красителей – при изготовлении кондитерских изделий (12,7%) и безалкогольных напитков (10%) (рис. 1).

Исследование компании Innova Market Insights показало, что в последние несколько лет производители, следуя мировому тренду «Здорового образа жизни», при изготовлении продуктов и напитков гораздо чаще используют натуральные красители, чем искусственные.

Так, в 2017 году в рецептурах новых продуктов применение куркумина (самый популярный натуральный краситель) в рецептурах новых продуктов увеличилось на 16%, карамельного колера – на 11,1%, бета-каротина – на 16%. А использование популярных синтетических красителей было на гораздо более низком уровне, применение в новинках красителя «Красный очаровательный» выросло в 2017 году на 8,3%, тартразина – на 6,7%, красителя «Желтый солнечный закат» – на 4,8% (рис. 2).

Популяризация здорового образа жизни все больше побуждает людей выбирать продукты с натуральным составом, что естественно накладывает свой отпечаток на производство продуктов и используемые пищевые ингредиенты. 

Потребители, стремящиеся к натуральности, выбирают продукт не только по внешнему виду, но и по составу, считая этот фактор крайне важным при выборе того или иного продукта.

Сегодня потребители смотрят на натуральные красители в новом аспекте – они не столько требуют натуральных компонентов в составе, сколько выбирают продукты, которые не содержат искусственных красителей. Кроме того, включение в состав продуктов и напитков натуральных красителей и красящих веществ – это дополнительное преимущество при продвижении продукта. Известно, что природные красители, как правило, ассоциируются с признанной пользой для здоровья.

Согласно данным опроса Nielsen, почти две трети мировых потребителей (61%) утверждают, что они избегают покупать продукты, содержащие искусственные красители. Данные исследования компании Mintel показывают, что глобальное использование натуральных красителей обогнало применение синтетических в стоимостном выражении еще в 2011 году, и более 90% новых европейских продуктов были окрашены натуральными веществами еще в 2012 году.

Мировой рост спроса на натуральные красители – это следствие более широкой осведомленности населения о пользе натуральных ингредиентов для здоровья и стремления потреблять более чистые и более безопасные продукты питания. По мнению экспертов, этот тренд в ближайшие годы будет усиливаться и дальше распространяться по всем регионам мира. Поэтому в настоящее время подавляющая доля производителей продуктов питания и напитков стремиться выпускать продукцию, следуя этому мировому тренду. Это находит свое отражение в увеличении применения натуральных красителей при запуске новой продукции на рынок.

По мнению игроков рынка, сегодня сегмент натуральных красителей – привлекательный рынок для бизнеса. Он демонстрирует уверенный и устойчивый рост на 6–7% ежегодно. И поэтому неудивительно, что многие компании – производители ингредиентов изыскивают возможность работать на этом перспективном рынке.

Немалое значение в привлекательности рынка имеет и то, что многие проблемы, которые имели место при использовании натуральных красителей в пищевых технологиях (в отношении стабильности, яркости, возможности применения у них есть ограничения), постепенно решаются. За последние годы некоторые из этих проблем были в определенной степени преодолены.

Применение капсулирования, эмульгирования, добавления природных антиоксидантов и консервантов – вот некоторые из тех инновационных технологий, которые используются для решения некоторых проблем натуральных красителей.
Натуральные красители применяются практически во всех отраслях пищевой промышленности. Например, при производстве мороженого, по данным исследовательской компании Innova Market Insights, использование натуральных красителей в новинках увеличилось с 16% в 2012 году до 22% в 2017 году. За тот же период число новых продуктов в категории мороженое, содержащих красный, желтый или синий красители, сократилось на 39%.

В производстве продуктов спортивного питания в настоящее время также все чаще применяются натуральные красители. Спортивное питание – это динамичный рынок, он во всем мире растет более быстрыми темпами, чем любая другая категория здоровых специализированных продуктов. Исследования показали, что цвет продукта является первым атрибутом, рассматриваемым потребителями при покупке, и что он на 75% влияет на итоговую оценку продукта, в том числе спортивного питания.

По данным Innova Market Insights, за пять лет с 2014-го по 2018 год использование натуральных пищевых красителей при разработке и запуске на глобальный рынок новых продуктов увеличивалось в среднем на 5% ежегодно. В 2016 году, применение данных ингредиентов выросло на 11,5 %. Хлебопекарная промышленность в этот период при производстве новинок была лидером по использованию натуральных красителей – рост составил 13,6%. При этом сегмент экстракта спирулины стал самым быстрорастущим на мировом рынке натуральных пищевых красителей.

В 2017 году ведущей категорией, где максимально увеличилось применение натуральных красителей в новых продуктах, по оценке Innova Market Insights, стали кондитерские изделия – рост использования составил 15% по сравнению с аналогичным показателем предшествующего года. Больше всего в 2017 году в новинках продуктов и напитков увеличилось использование карамельного колера (рост на 26%), экстракта паприки (+19%), кармина (+11%) и диоксида титана (+7%).

За последние несколько лет на глобальном рынке особенно выросло применение в новых продуктах не только натуральных красителей, но и красящих концентратов и экстрактов. С 2012-го по 2016 год использование в новинках данных ингредиентов на глобальном рынке продуктов и напитков в среднем увеличивалось на 15,2% в год. В этот период прирост применения отдельных красящих веществ составил: концентрата сафлора – 33,4%, концентрата редиса – 32,2%, экстракта редиса – 30,3%, концентрата черной моркови – 25,1%, концентрата свеклы – 25,1%.

Европа является крупнейшим рынком натуральных красителей в мире, но спрос на данные ингредиенты продолжает быстро расти, особенно в Северной Америке и Азиатско-Тихоокеанском регионе. Эти регионы имеют большой потенциал для развития рынка натуральных окрашивающих компонентов.

Источник: bfi-online.ru

Назад к списку новостей